Освобождение от ответственности за нарушение карантинных ограничений

В течение уже почти 2 месяцев сотрудниками правоохранительных органов составляются административные протоколы за нарушение правил карантина людей (ст. 44-3 КУоАП)

По словам Министра внутренних дел Украины А. Авакова (https://nv.ua/biz/markets/epicentr-i-novaya-liniya-budut-nakazany-za-narusheniya-karantinnogo-rezhima-avakov-novosti-ukraina-50085986. html), за период 01.-04.05.2020 составлен 94 протоколы по нарушениям в супермаркетах, 29 – по сети «Эпицентр», 140 – по нарушениям в деятельности объектов общественного питания.

Безусловно, совершение любых административных правонарушений влечет наступление ответственности.

Но каждый протокол, составленный по ст. 44-3 КоАП, является основанием для применения штрафных санкций?

Предлагаем разобраться.

Прежде всего, определим состав административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена ст. 44-3 КУоАП.

Так, нарушение правил карантина людей, санитарно-гигиенических, санитарно-противоэпидемических правил и норм, предусмотренных Законом Украины “О защите населения от инфекционных болезней”, другими актами законодательства, а также решений органов местного самоуправления по вопросам борьбы с инфекционными болезнями, влечет за собой наложение штрафа на граждан – от одной до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан и на должностных лиц – от двух до десяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан.

То есть, основанием наложения штрафа является умышленное нарушение «карантина» или гражданином, то должностным лицом, например: работа субъектов хозяйствования, которая предусматривает прием посетителей, в том числе предприятий общественного питания (ресторанов, кафе и т.п.), торгово-развлекательных центров, других заведений развлекательной деятельности, фитнес-центров, учреждений культуры, торгового и бытового обслуживания населения, кроме розничной торговли продуктами питания, топливом, средствами гигиены, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, средствами связи, производства банковской и страховой деятельности, а также торговой деятельности и деятельности по предоставлению услуг по общественному питанию с применением адресной доставки заказов при условии обеспечения соответствующего персонала средствами индивидуальной защиты.

Обращаем внимание, что протокол об административном правонарушении не является нормативно-правовым актом или правовым актом индивидуального действия, а потому не может быть предметом обжалования в административном судопроизводстве и не может быть отменено.

В то же время, сам по себе протокол об административном правонарушении не является бесспорным основанием для применения ответственности, поскольку протокол только фиксирует факт обнаружения правонарушения сотрудниками правоохранительных органов.

Решение о признании лица виновным в совершении правонарушения и наложение штрафа (по протоколам по ст. 44-3 КУоАП) принимает исключительно суд.

Однако, судебная практика – а это около 1,5 тыс. Постановлений, свидетельствует, что в большинстве случаев суды возвращают протоколы об административных правонарушениях, составленные по ст. 44-3 КоАП, на доработку или же закрывают производства в связи с отсутствием состава или события правонарушения.

Суды почти в каждом Постановлении обращают внимание на то, что протокол об административном правонарушении должно соответствовать требованиям ст. 256 КУоАП как основание для привлечения лица к ответственности и как одно из средств доказывания (ст. 251 КУоАП).

Требованиями ст. 256 КУоАП предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о лице, которое привлекается к административной ответственности (в случае ее обнаружения); место, время совершения и существо административного правонарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, фамилия обличителя (с его письменного согласия), если они есть; объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности; другие сведения, необходимые для разрешения дела. Если правонарушением причинен материальный ущерб, об этом также отмечается в протоколе.

Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, которое привлекается к административной ответственности; при наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами.

В случае отказа лица, привлекаемого к административной ответственности, от подписания протокола, в нем делается запись об этом. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.

При составлении протокола лицу, привлекаемому к административной ответственности, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьей 268 настоящего Кодекса, о чем делается отметка в протоколе.

При составлении протокола по ст. 44-3 КУоАП советуем сохранять спокойствие и не спорить с сотрудниками правоохранительных органов. Обращайте внимание и фиксируйте процесс и результат оформления протокола, ведь чем больше формальных недостатков содержит протокол об административном правонарушении, тем выше вероятность возвращения такого протокола судом на доработку.

Чаще всего при рассмотрении дел об административных правонарушениях по ст. 44-3 КУпАПсудамы фиксируются определенные сомнения относительно наличия факта доказанности состава административного правонарушения и виновности лица, привлекаемого к административной ответственности. А именно:

  • в нарушение предписаний ч. 1 ст. 256 КУоАП, лицами, составляли протокол, не указано положения, которое возбудила определенное лицо, ведь исключительно ссылки в протоколе в нарушение требований Постановление КМУ от 11.03.2020 № 211 «О предотвращении распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавируса SARS-CoV-2» является недостаточным, поскольку Постановление КМУ не является актом законодательства в понимании ст. 44-3 КУоАП;
  • в нарушение ст. 251 КУоАП в протокол (материалов дела) не добавлен никаких доказательств в подтверждение обстоятельств, изложенных в фабуле протокола об административном правонарушении, в т.ч. доказательств работы предприятия по приему посетителей для розничной торговли запрещенными товарами или предоставление услуг, осуществление которых ограничено, других фактов нарушения карантина (фото или видеоматериалы, фискальные чеки, свидетельские показания, которым лицо предоставляла определенные услуги или реализовывала товар и т.д.);
  • не определено, что именно нарушено лицом, которое привлекается к ответственности, ведь формулировка «нарушил карантинные требования» не может быть основанием для привлечения лица к ответственности;
  • представлено надлежащей правовой оценки тому, что изложено в протоколе в качестве правонарушения, ведь открытые двери магазина не могут свидетельствовать об осуществлении приема посетителей с целью торговли и служить убедительным и достаточным доказательством нарушения правил карантина;
  • не установлено статус лица, привлекаемого к ответственности, не установлены ее полномочия по выполнению соответствующих запретов;
  • не установлено надлежащим образом лица, привлекаемого к административной ответственности (не указан паспортные данные в протоколе).

Следовательно, в случае составления протокола по ст. 44-3 КоАП, ознакомьтесь с ним, заметьте, что с протоколом не согласны, получите свой экземпляр протокола, установите все недостатки в составленном протоколе и ждите судебного разбирательства.

Для Вашего спокойствия и уверенности в справедливом и законном судебном разбирательстве дела об административном правонарушении, советуем обратиться за правовой помощью.

Профессиональная команда адвокатов АО «ДЕГА Партнерс» предоставит весь комплекс услуг по консультированию, представительства и защиты ваших интересов в суде, а также, при необходимости, обжалует в апелляционной инстанции противоправную Постановление суда первой инстанции о привлечении к административной ответственности по ст. 44-3 КУоАП.