«Серый» рынок бытовой техники и электроники Украины. Онлайн-коммерция. ВЕРСИЯ 2.0

Как отмечает исследовательская компания GfK, доля «серого» импорта, объем продажи товаров «серого» импорта бытовой техники и электроники в 2019 году на территории Украины составляет 24% от общего объема продаж легального рынка указанного сегмента экономики Украины, что в денежном эквиваленте составляет 20,5млрдгрн или же 792 млн USD.

Каковы перспективы «серого» рынка бытовой техники и электроники в условиях кризисного настроения в мировой экономике, превентивных эпидемиологических мероприятий, связанных с пандемией вирусу COVID-19, ограничения работы торговых сетей, временного свертывания международных логистических каналов поставок, закрытие пунктов таможенного пропуска и других негативных факторов в торговле?

По результатам сравнительного анализа показателей 2018 и 2019 годов, следует отметить увеличение объема «серого» импорта в 2019 году. Общие показатели и настроения рынка началу 2020 года свидетельствуют об ожидаемом динамику роста «серого» импорта.

Среди дополнительных факторов, способствующих этой тенденции в 2020 году, можно выделить:

  • принудительное ограничение функционирования торговых сетей с соответствующим свертыванием легального розничного рынка в связи с введением в Украине ограничительных мер, связанных с недопущением заражения населения вирусом COVID-19;
  • непрогнозируемые валютные колебания и наличие у потребителей существенных финансовых активов с риском их обесценения;
  • большой ценовой демпинг в предложениях продавцов нелегально ввезенной на территорию Украины продукции на фоне отсутствия легального рынка товаров.

Спецификой работы большинства субъектов электронной коммерции бытовой техники и электроники является функционирование в «тени», при отсутствии идентификации субъектов предпринимательской деятельности, с целью уклонения от налогообложения и избежание ответственности за нарушение законодательства. Такие субъекты ринка всегда пользуются возможностью «заработать» с применением неправомерных схем. А сейчас они видят реальную возможность работы без конкурентов (т.е. субъектов, осуществляющих легальный ввоз и продажу техники на территории Украины), поскольку корпоративные меры безопасности последних направленные на соблюдение законодательных ограничений по режиму работы компаний в целом и их персонала.

Следует отметить, что дополнительным стимулом к ​​росту «серого» сектора электронной коммерции введены ограничения влияния контролирующих и правоохранительных органов на осуществление противоправной деятельности, поскольку государственные органы также работают в режиме карантина.

Несомненно, процветания «серого» импорта на рынке электронной коммерции в 2020 году приведет к:

  • неравным условиям для официальных игроков рынка бытовой техники и электроники (ведь цена «серых» игроков рынка неадекватно низкая -на 20-25% ниже экономически обоснованной цены за единицу техники);
  • потерь государственного бюджета в виде неуплаченных налогов как от импорта, так и от реализации техники конечным потребителям;
  • рисков для потребителей при покупке «серого» импорта, связанные с невыполнением нарушителями требований Закона Украины «О защите прав потребителей» в части поддержки гарантийных обязательств, возможности возврата полученного товара в течение 14 дней и тому подобное;
  • потери доверия международных компаний и снижение инвестиционной привлекательности Украины.

Залогом успеха в преодолении такого явления как «серый» импорт системная работа с нарушителями со стороны легального бизнеса; со стороны государственных институтов Украины на всех уровнях власти (исполнительная, законодательная, судебная), а также со стороны средств массовой информации, которые формируют общественное видение и отношение к указанной проблеме.

Что касается борьбы легального бизнеса с «серым» импортом, то самыми действующими инструментами правового воздействия на нарушителей являются следующие:

1.Претензийна работа от имени владельца торговой марки, позволяет

  • осуществлять эффективную претензионную работу через глобальные поисковые системы (например, Google), администрации социальных сетей (например, Facebook), администрации видео / фотохостингових ресурсов (Youtube, Instagram), ведь именно эти структуры и является главной движущей силой для продвижения продавцами «серого» импорта своих веб-ресурсов;
  • осуществлять эффективную претензионную работу через администрации крупных маркетплейсив и прайс-агрегаторов, которые выступают платформами для насыщения сайтов высоким трафиком потребителей;
  • осуществлять эффективную претензионную работу через хостинг-провайдеров, которые фактически отвечают за размещение интернет-ресурсов, реализующих «серый» товар, на своих технических площадках.

2. Инициация уголовных преследований нарушителей путем обращения в:

  • органов Национальной полиции Украины с заявлением о совершении правонарушения, предусмотренного ст. 190 Уголовного кодекса Украины (мошенничество)
  • органов Национальной полиции Украины с заявлением о совершении правонарушения, предусмотренного ст. 229 Уголовного кодекса Украины (неправомерное использование ТМ) (подается от имени правообладателя ТМ)
  • органов фискальной полиции с заявлением о совершении правонарушения, предусмотренного ст. 212 Уголовного кодекса Украины (уклонение от уплаты налогов).

Судебная защита нарушенных прав (владельца торговой марки или потребителя, права которого нарушены при осуществлении покупки нелегально ввезенной на территорию Украины продукции).

Статистика успишних кейсов ЮФ «ДЕГА Партнерс» по указанной выше проблематике за 2019 позволяет сделать вывод о том, что умелое применение указанных выше инструментов правового воздействия может быть эффективным для легального бизнеса, ведь значительно укрепит его позиции на рынке электронной коммерции и устранит нечестных игроков.

Так, в 2019 году и первом квартале 2020 года, адвокатами нашей компании:

— осуществлено досудебную претензионную работу с нарушителями, которые занимались продажей в сети Интернет нелегально ввозимой в Украину продукции, по результатам которой закрыто / снято товарные позиции на более 460веб-ресурсах, включая прайс-агрегаторы и маркетплейсы;

— осуществлено досудебную претензионную работы с нарушителями, занимавшихся предложением «фиктивного» сервисного обслуживания в сети Интернет, по результатам которой закрыто 12 крупных «фиктивных» сервисов (закрытию предшествовало проведение детального адвокатского расследования по выявлению лиц, причастных к деятельности сервиса)

— впервые в правоприменение привлечены к уголовной ответственности по ст. 229 Уголовного кодекса Украины владельца крупного интернет-магазина («серый» импорт) и взыскано в пользу владельца торговой марки убытки за незаконное использование торговой марки;

— произведено положительную практику ведения доменных споров в судебных органах Украины с обязательством хостинг-провайдеров прекратить делегирование доменного имени интернет-ресурса, нарушает право использования торговой марки;

— произведено подходы и методологию взаимодействия с государственными контролирующими органами Украины о прекращении реализации «серого» импорта / контрафакта на территории Украины (Департамент защиты прав потребителей Госпродпотребслужбы Украины, ДФС Украины и т.д.), а также правоохранительными органами Украины по расследованию уголовных дел и привлечения к ответственности реализаторов «серого» импорта / контрафакта (ст.190 Уголовного кодекса Украины «Мошенничество», ст. 212 Уголовного кодекса Украины «Уклонение от уплаты налогов»).

При таких обстоятельствах, весь опыт и умения, наработанные в борьбе с «серым» импортом и контрафактом, планируем применять и совершенствовать в 2020 году.