Шаг за шагом: реформирование системы налогообложения за счет имплементации шагов Плана действий BEPS.

Проект BEPS, или Base Erosion and Profit Shifting — «Размывание налоговой базы и вывода доходов из-под налогообложения» является международной инициативой Организации экономического сотрудничества и развития, которую активно поддержали страны G20. Данный проект создавался с целью борьбы с агрессивными схемами налогового планирования. Такие схемы применяются международными компаниями для искусственного вывода своих доходов из стран с высоким налогообложением в страны с низким или нулевым налогообложением.

Украина присоединилась к Программе расширенного сотрудничества в рамках Организации экономического сотрудничества и развития еще в 2017 году. При этом обязательным к исполнению условием стало обязательство ввести в действие минимальный стандарт следующих действий Плана BEPS.

23.05.2020 вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранение технических и логических неувязок в налоговом законодательстве» от 16 января 2020 № 466-их (далее — Закон).

Указанным законом в Налоговый кодекс Украины внесены ряд ключевых изменений по упорядочиванию функций и определения контролирующих органов в связи с реорганизацией ДФС, ответственности налогоплательщиков и контролирующих органов, налогового аудита и учета налогоплательщиков и др.

Обзорно остановимся на внедрены Законом шагов Плана действий BEPS.

Еще 1 января 2017 Украина присоединилась к Программе расширенного сотрудничества в рамках Организации экономического сотрудничества и развития, взяв на себя обязательства имплементировать минимальный стандарт Плана действий для борьбы с размыванием базы и выводом прибыли из-под налогообложения (англ. Base Erosion and Profit Shifting — BEPS). Внедрение шагов Плана действий BEPS признано предпосылкой для либерализации валютного регулирования, соответствует обязательствам Украины в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС.

Собственно, на выполнение вышеуказанной цели в Закон были внедрены правила:

— контроля за трансфертным ценообразованием (Шаги 8-10, 13);

— налогообложение контролируемых иностранных компаний (Шаг 3);

— ограничение расходов по финансовым операциям со связанными лицами (Шаг 4);

— предотвращение злоупотреблений в связи с применением договоров об избежание двойного налогообложения (Шаг 6);

— предотвращение избежание статуса постоянного представительства и налогообложения постоянных представительств (Шаг 7);

— применение процедуры взаимного согласования (Шаг 14).

Нормы Закона обязательные во внимание и выполнения:

С 01.01.2021 — физическим и юридическим лицам, владеющим или, контролируют иностранные компании.

Так, физическое или юридическое лицо, являющееся резидентом Украины и владеет или фактически контролирует иностранную компанию, будет обязана платить налог с прибыли такой компании.

 Контролирующая лицо самостоятельно осуществляет расчет скорректированной прибыли каждой контролируемой иностранной компании на основании финансовой отчетности контролируемой иностранной компании и определяет долю скорректированной прибыли, подлежащей налогообложению в Украине, пропорционально доле в этой контролируемой иностранной компании, которой она обладает.

Кроме того, физическое или юридическое лицо, или — резидент Украины обязана уведомлять контролирующий орган о:

— каждом непосредственное или опосредованное приобретение доли у иностранного юридического лица или начало осуществления фактического контроля над иностранным юридическим лицом;

 — основание, создание или приобретения имущественных прав на долю в активах, доходах или прибыли образования без статуса юридического лица;

— каждое отчуждение доли у иностранного юридического лица или прекращения осуществления фактического контроля над иностранным юридическим лицом;

— ликвидацию или отчуждения имущественных прав на долю в активах, доходах или прибыли образования без статуса юридического лица.

С 23.05.2020 (некоторые нормы — с 01.01.2021) — участникам контролируемых операций.

В трансфертном ценообразовании введен несколько уровней отчетности.

Так, налогоплательщики, которые в отчетном году осуществляли контролируемые операции, обязаны подавать до 1 октября года, следующего за отчетным, отчет о контролируемых операции и сообщения об участии в международной группе компаний.

Глобальная документация по трансфертному ценообразованию (мастер-файл) предоставляется налогоплательщиком на запрос центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, в течение 90 календарных дней со дня получения запроса.

 Налогоплательщик — резидент Украины, в случае, если совокупный консолидированный доход международной группы компаний, в которую входит налогоплательщик, превышает эквивалент 750 000 000 евро, обязан подать в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, отчет в разрезе стран международной группы компаний в электронной форме.

В трансфертном ценообразовании введен несколько уровней отчетности.

Так, налогоплательщики, которые в отчетном году осуществляли контролируемые операции, обязаны подавать до 1 октября года, следующего за отчетным, отчет о контролируемых операции и сообщения об участии в международной группе компаний.

Глобальная документация по трансфертному ценообразованию (мастер-файл) предоставляется налогоплательщиком на запрос центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, в течение 90 календарных дней со дня получения запроса.

 Налогоплательщик — резидент Украины, в случае, если совокупный консолидированный доход международной группы компаний, в которую входит налогоплательщик, превышает эквивалент 750 000 000 евро, обязан подать в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, отчет в разрезе стран международной группы компаний в электронной форме.

С 23.05.2020 — участникам хозяйственных операций с нерезидентами.

Для целей налогообложения считается, что сделка, совершенная с нерезидентами, не имеет разумной экономической причины (деловой цели), в том числе, но не исключительно, если:

  • главной целью или одной из главных целей операции и / или ее результатом является неуплата (неполная уплата) суммы налогов и / или уменьшения объема налогооблагаемой прибыли налогоплательщика;
  • в сопоставимых условиях лицо не было бы готово приобретать(продавать) такие работы (услуги), нематериальные активы, другие предметы хозяйственных операций, отличные от товаров, в несвязанных лиц.
  • С 23.05.2020 (некоторые нормы с 01.01.2021) — плательщикам дивидендов в пользу нерезидентов, участникам контролируемых операций, лицам, применяют международные налоговые соглашения.

Законом предусмотрен Тест основной цели — запрет использования льгот (по международным налоговым соглашениям), если деловой целью осуществления хозяйственной операции было непосредственное или опосредованное получение таких льгот.

Кроме того, для целей налогообложения к дивидендам приравниваются также:

 — платеж в денежной или не денежной форме, осуществляется юридическим лицом в пользу ее основателя и / или участника (участников) в связи с распределением чистой прибыли (его части);

— суммы доходов в виде платежей за ценные бумаги (корпоративные права), выплачиваются в пользу нерезидента, в контролируемых операциях сверх суммы, которая соответствует принципу «вытянутой руки»;

— стоимость товаров (работ, услуг), кроме ценных бумаг и деривативов), сумма занижения стоимости товаров (работ, услуг), приобретаемых или продаваемых в контролируемых операциях с нерезидентами сверх суммы, которая соответствует принципу «вытянутой руки».

Законом введен Процедуру взаимного согласования — если лицо считает, что в результате действия или решения контролирующего органа Украины или соответствующего органа власти другой страны она подвергается или будет подвергаться налогообложению, не соответствует положениям международного договора Украины об избежание двойного налогообложения, оно может, независимо от средств защиты, предусмотренных настоящим Кодексом, подать заявление о рассмотрении дела по процедуре взаимного согласования.

Причем, в Процедуре взаимного согласования компетентный орган Украины обращается в компетентный орган государства, с которым заключен международный договор, на основании которого и подано заявление.

С 23.05.2020 — постоянным представительствам нерезидентов.

В целях налогообложения введены дополнительные критерии термина «постоянное представительство».

Законом определено, что в случае, если контролируемая иностранная компания напрямую или косвенно получает доход через постоянное представительство на территории Украины, скорректированная прибыль контролируемой иностранной компании подлежит корректировке путем уменьшения на сумму прибыли, полученной за такое постоянное представительство

В то же время, объем прибыли постоянного представительства должен определяться по принципу «вытянутой руки».

Бизнес-сообщество неоднозначно восприняла нововведение в НКУ, ведь введены изменения так или иначе коснутся всех компаний, существование или деятельность которых связана с нерезидентами.

В то же время, Президент Украины предложил Кабинету министров разработать законопроекты, которые должны детализировать и усовершенствовать положения Закона, ведь некоторые из них были подвергнуты критике экспертами.

В любом случае, некоторые положения Плана BEPS уже вводятся или готовятся к внедрению в украинское законодательство. Поэтому объективная оценка новых «правил игры» налогового планирования является актуальным вопросом для всех компаний, сотрудничающих с нерезидентами Украины. Своевременная реструктуризация бизнес-активов и квалифицированная консультация профильных юристов сегодня является залогом удачного функционирования бизнеса в будущем.