Жизнь с чистой Интернет-страницы: «Право на забвение» как элемент права на защиту персональных данных в системе основных прав человека.

Технологии современного мира позволяют запоминать колоссальные массивы информации об онлайн-жизни каждого человека, который хотя бы раз пользовалась Всемирной сети Интернет. Однако все пользователи задумываются над тем, что поисковые системы годами сохраняют их персональные данные. Осознаем мы где, как и кем может быть использована такая информация? И самый главный вопрос — имеем ли мы, пользователи онлайн сервисов, право на забвение и право на удаление информации, которую «запомнил» о нас Интернет?

Впервые положительный ответ на последний вопрос получил Европейский Союз в 2014 году по делу Google Spain SL, Google Inc. v AEPD, Mario Costeja González. Именно в ходе этого дела было сформировано новое фундаментальное понятие и концепция «права на забвение».

Право на забвение (право быть забытым, англ. Right to be forgotten) — это право человека, что позволяет ей требовать при определенных условиях удаления своих личных данных из общего доступа через поисковые системы. Речь идет о ссылках на те данные, которые, по мнению лица, могут нанести ему вред. Это касается устаревших, неуместных, неполных, неточных или избыточных данных, или информации, законные основания для хранения которой исчезли с течением времени.

Поэтому в 2014 году Суд ЕС постановил, что при определенных обстоятельствах от владельцев поисковой системы целесообразно требовать сделать недоступной по поисковому запросу информацию, содержащую персональные данные. А именно информацию о лице, по которой ее можно идентифицировать (имя, идентификационный номер, данные о местонахождении, характерные физические, физиологические, генетические, ментальные, материальные, культурные или социальные особенности).

Прецедент Марио костех Гонзалез в 2014 году вызвал ожесточенные общественные дебаты по поводу целесообразности установления права на забвение как международно-правовой нормы. Частично дебаты были вызваны отсутствием четкого законодательного регулирования применения такого прав. Были высказаны опасения, что право на забвение противоречит таким фундаментальным правам человека, как свобода слова и свобода доступа к информации. Кроме этого существовали предположения, что новая концепция негативно повлияет на качество интернет-ресурсов с точки зрения цензуры и фальсификации истории.

В наиболее современном понимании понятие «права на забвение» речь идет прежде всего об удалении в поисковых системах ссылок на материалы, содержащие личные данные или нежелательную информацию, но не об удалении самых материалов. То есть ограничение не касается изменений самого источника информации, а лишь говорит о блокировании путей к таким источникам.

Один из фундаментальных законодательных актов ЕС, который положен в основу права на забвение — Хартия основных прав Европейского Союза — гарантирует право индивида на «уважение частной и семейной жизни», а также на «защиту персональных данных, касающихся его». Кроме того, «каждый человек имеет право на получение доступа к собранным в отношении него данных и право на устранение в них ошибок».

Технической реализацией процедуры обработки персональных данных и применения права на забвение в Европейском союзе стал регламент GDPR — General Data Protection Regulation.

Право на забвение изложены в ст. 17 Общего регламента защиты данных (General Data Protection Regulation (GDPR) Европейского союза, вступившего в силу 25 мая 2018 и меняет способ сбора и защиты персональных данных и механизмы обработки клиентской информации. Регламент касается тех субъектов, которые осуществляют свою деятельность, в том числе и во Всемирной сети Интернет, на территории Европейского Союза или прямо, или косвенно имеют доступ к персональным данным лиц, находящихся на территории ЕС.

Последней модификацией применения модели «права на забвение» есть информация о том, что в 2019 году Google выиграл судебный процесс с Францией перед судом ЕС (TSUE) в Люксембурге о праве быть забытым. Согласно решению, это право распространяется только на версию поисковой системы в государствах-членах, но не за пределами ЕС.

В Украине не разработаны специальных законодательных актов обеспечивающие реализацию права на забвение. Но регламент должен экстерриториальное применение, а, следовательно, регламент распространять свое действие на украинские компании. Интересным вопросом также является практическое соблюдение норм национального законодательства в контексте поднятого вопроса.

В соответствии с Законом Украины «О защите персональных данных» от 01.06.2010 года, обработка персональных данных осуществляется открыто и прозрачно с применением средств и способом, которые отвечают определенным целям такой обработки. Персональные данные должны быть точными, достоверными и обновляться по мере необходимости, определенной целью их обработки. Состав и содержание персональных данных должны быть соответствующими, адекватными относительно определенной цели их обработки.

Субъект персональных данных имеет, среди прочего, права:

  • предъявлять мотивированное требование владельцу персональных данных с возражением против обработки своих персональных данных;
  • предъявлять мотивированное требование об изменении или уничтожение своих персональных данных любым владельцем и распорядителем персональных данных, если эти данные обрабатываются незаконно или являются недостоверными;
  • обращаться с жалобами на обработку своих персональных данных к Уполномоченному или в суд;
  • вносить оговорки об ограничении права на обработку своих персональных данных при предоставлении согласия;
  • отозвать согласие на обработку персональных данных.

Персональные данные подлежат удалению или уничтожению в случае:

  1. срока хранения данных, определенного согласия субъекта персональных данных на обработку этих данных или законом;
  2. прекращение правоотношений между субъектом персональных данных и владельцем или распорядителем базы, если иное не предусмотрено законом;
  3. издания соответствующего предписания уполномоченного или определенных им должностных лиц секретариата Уполномоченного;
  4. вступления в законную силу решения суда об удалении или уничтожение персональных данных.

В Украине право на забвение не закреплены на законодательном уровне. Сегодня возможность внедрения в Украине европейской модели права на забвение связано с отношениями Ассоциации Украина — ЕС, применением судебной практики ЕСПЧ в национальном судопроизводстве, а также с будущей законотворческой деятельностью.

В Европе функционирования регламента GDPR и закрепления «права на забвение» является позитивным шагом для пользователей на пути к защите данных. Это усилит права физических лиц и повысит ответственность контролеров за обработку персональных данных.

Трудно спорить, что и в Украине есть необходимость развития законодательной защиты персональных данных в сети Интернет от недостоверной / неактуальной информации. Поэтому, как показывает опыт европейских государств, концепция «права на забвение» может стать правильным шагом на пути к законодательному закреплению и защиты права человека на приватность.

Изменения современного мира требуют адекватного и своевременного реагирования со стороны правовой системы. Образование института права быть забытым обусловлено поиском баланса между правом на приватность и общепризнанным правом на свободу слова и правом доступа к информации.

И хотя сегодня полемика о целесообразности функционирования и применения в практике права на забвение поделила интернет-общество на два лагеря, эффективность и целесообразность применения такого права опирается на потребность каждого отдельного лица, заинтересована в защите своих персональных данных. В любом случае, законодательная система должна развиваться и защищать права человека не только в реальной жизни, но и в современном цифровом среде. Ведь сегодня оффлайн и онлайн деятельность, а, следовательно, и права человека в реальном и цифровом пространстве уже стали неотъемлемой частью нашего привычного образа жизни.