Как отмечает исследовательская компания GfK, доля «серого» импорта, объем продажи товаров «серого» импорта бытовой техники и электроники в 2019 году на территории Украины составляет 24% от общего объема продаж легального рынка указанного сегмента экономики Украины, что в денежном эквиваленте составляет 20,5млрдгрн или же 792 млн USD.
Каковы перспективы «серого» рынка бытовой техники и электроники в условиях кризисного настроения в мировой экономике, превентивных эпидемиологических мероприятий, связанных с пандемией вирусу COVID-19, ограничения работы торговых сетей, временного свертывания международных логистических каналов поставок, закрытие пунктов таможенного пропуска и других негативных факторов в торговле?
По результатам сравнительного анализа показателей 2018 и 2019 годов, следует отметить увеличение объема «серого» импорта в 2019 году. Общие показатели и настроения рынка началу 2020 года свидетельствуют об ожидаемом динамику роста «серого» импорта.
Спецификой работы большинства субъектов электронной коммерции бытовой техники и электроники является функционирование в «тени», при отсутствии идентификации субъектов предпринимательской деятельности, с целью уклонения от налогообложения и избежание ответственности за нарушение законодательства. Такие субъекты ринка всегда пользуются возможностью «заработать» с применением неправомерных схем. А сейчас они видят реальную возможность работы без конкурентов (т.е. субъектов, осуществляющих легальный ввоз и продажу техники на территории Украины), поскольку корпоративные меры безопасности последних направленные на соблюдение законодательных ограничений по режиму работы компаний в целом и их персонала.
Следует отметить, что дополнительным стимулом к росту «серого» сектора электронной коммерции введены ограничения влияния контролирующих и правоохранительных органов на осуществление противоправной деятельности, поскольку государственные органы также работают в режиме карантина.
Залогом успеха в преодолении такого явления как «серый» импорт системная работа с нарушителями со стороны легального бизнеса; со стороны государственных институтов Украины на всех уровнях власти (исполнительная, законодательная, судебная), а также со стороны средств массовой информации, которые формируют общественное видение и отношение к указанной проблеме.
1.Претензийна работа от имени владельца торговой марки, позволяет
2. Инициация уголовных преследований нарушителей путем обращения в:
Судебная защита нарушенных прав (владельца торговой марки или потребителя, права которого нарушены при осуществлении покупки нелегально ввезенной на территорию Украины продукции).
Статистика успишних кейсов ЮФ «ДЕГА Партнерс» по указанной выше проблематике за 2019 позволяет сделать вывод о том, что умелое применение указанных выше инструментов правового воздействия может быть эффективным для легального бизнеса, ведь значительно укрепит его позиции на рынке электронной коммерции и устранит нечестных игроков.
– осуществлено досудебную претензионную работу с нарушителями, которые занимались продажей в сети Интернет нелегально ввозимой в Украину продукции, по результатам которой закрыто / снято товарные позиции на более 460веб-ресурсах, включая прайс-агрегаторы и маркетплейсы;
– осуществлено досудебную претензионную работы с нарушителями, занимавшихся предложением «фиктивного» сервисного обслуживания в сети Интернет, по результатам которой закрыто 12 крупных «фиктивных» сервисов (закрытию предшествовало проведение детального адвокатского расследования по выявлению лиц, причастных к деятельности сервиса)
– впервые в правоприменение привлечены к уголовной ответственности по ст. 229 Уголовного кодекса Украины владельца крупного интернет-магазина («серый» импорт) и взыскано в пользу владельца торговой марки убытки за незаконное использование торговой марки;
– произведено положительную практику ведения доменных споров в судебных органах Украины с обязательством хостинг-провайдеров прекратить делегирование доменного имени интернет-ресурса, нарушает право использования торговой марки;
– произведено подходы и методологию взаимодействия с государственными контролирующими органами Украины о прекращении реализации «серого» импорта / контрафакта на территории Украины (Департамент защиты прав потребителей Госпродпотребслужбы Украины, ДФС Украины и т.д.), а также правоохранительными органами Украины по расследованию уголовных дел и привлечения к ответственности реализаторов «серого» импорта / контрафакта (ст.190 Уголовного кодекса Украины «Мошенничество», ст. 212 Уголовного кодекса Украины «Уклонение от уплаты налогов»).
При таких обстоятельствах, весь опыт и умения, наработанные в борьбе с «серым» импортом и контрафактом, планируем применять и совершенствовать в 2020 году.