Наблюдается четкая тенденция к росту количества пользователей системы Интернет-торговли. Увеличивается и активно развивается инфраструктура, которая обеспечивает коммуникационный и функциональная связь между покупателями и продавцами, в т.ч. появляются новые почтовые отделения, в том числе частные, банковская система адаптируется к современным формам расчетов.
В последние годы росло число платежных терминалов, является одним из условий развития электронной торговли, хотя в структуре платежей за полученные онлайн товары и услуги все еще продолжает доминировать наличный расчет и использование карточных счетов физических лиц. Сейчас торговля через Интернет занимает второе место в структуре розничной торговли Украины. Электронной торговле следует позиционировать как реальную возможность развития торговых отношений во всех экономических сферах на территории Украины. Особую динамику в интернет-торговле наблюдаем в малом и среднем бизнесе.
Проанализировав проблематику и информационные сообщения потребителей, имели негативный опыт приобретения товаров и услуг, необходимо констатировать следующий факт: вместе с интернет торговлей динамично развивается интернет-мошенничество.
В «противостоянии» нечестных субъектов интернет-торговли и потребителей на 99,9% проигрывают именно потребители.
Если коротко проанализировать ситуацию, то главной причиной попадания потребителей в «неприятные ситуации» есть всего несколько факторов:
Таким образом, потребители сами создают почву для динамичного развития недобросовестные рынка интернет-торговли, скорой и, как следствие, легкой наживы НЕ добропорядочных субъектов.
Действующим нормативно-правового поля, в определенном объеме, права потребителей гарантированно защищаются государством. Однако, ключевой проблемой невозможности реализации механизмов защиты является …… невозможность идентифицировать лиц совершают противоправные действия, действия криминального характера, нарушения гарантированных Законом прав потребителей.
Отсутствие идентификации субъектов интернет-торговли, использования несанкционированных форм расчетов, конфиденциальность персональных данных лиц создают веб-ресурсы для осуществления интернет-торговли, отсутствие адекватной ответственности за нарушение прав потребителей и принципов электронной коммерции, отнюдь не способствует защите прав потребителей и сохранения их финансовых активов.
Возможно защитить потребителя и его права в таких сложных условиях?
Ответ однозначный – ДА! Если не углубляться в проблематику упорядочения законодательства и приведения его к международной практике регулирования отрасли интернет торговле и защите прав потребителей (более развитые страны прошли этот путь десятилетия назад), то ответ все же есть:
Защита потребителя – дело рук самого потребителя!
С учетом такого «простого» решения вопроса защиты прав потребителей, считаем необходимым предоставить базовые советы самим потребителям как не попасть к мошенникам и обеспечить свои права, в частности.
1. Самостоятельный критический анализ информации и применения критериев допустимой разумности при выборе товаров, услуг и их поставщиков.
2. Соблюдение установленных правил расчетов и условий поставки, обеспечение надлежащего документального сопровождения сделки в интернет-торговле.
Чем выше стоимость поставки товара или услуги, тем выше риск потери денежных средств, получения некачественных услуг, с последующей невозможностью защитить права потребителя.
Превентивный анализ поставщика товаров или услуг, проверка достоверности задекларированной поставщиком информации, надлежащая идентификация продавца или поставщика является залогом успешной реализации соглашения и дальнейшей защиты прав потребителя, в случае возникновения объективных оснований для претензий.
Открыть интернет-ресурс с предложением поставки товаров и услуг – это несколько часов.
Закрыть (ликвидировать) интернет-ресурс после неправомерного завладения средствами или возникновении проблем с потребителем – несколько секунд.
Интернет-торговля без идентификации поставщика – раковая опухоль на теле электронной коммерции, которая вредит развитию экономики, несет репутационные риски и делает невозможным обеспечение прав потребителей или привлечения к административной (уголовной) ответственности.
Потребитель должен запомнить, что веб-ресурс или интернет-магазин не является субъектом экономической деятельности, а лишь средством ее производства, поэтому ни одна жалоба на «интернет-магазин» уполномоченными органами, скорее всего, рассматриваться не будет по формальным основаниям.
Защита прав потребителей = осведомленность и разумность ПОТРЕБИТЕЛЯ.
НИЗКАЯ ЦЕНА ТОВАРА ИЛИ УСЛУГИ не должна быть главным критерием при осуществлении выбора потребителя.